Кинематограф не мог пройти мимо ленинградского рока хотя бы потому, что одна из самых известных групп на берегах Невы называется в честь него самого.
Лидер группы КИНО Виктор Цой, самый популярный кочегар из рок-звезд, говорит в документальном фильме Алексея Учителя “Рок”: “Это не хобби, это образ жизни… Сегодня это то, ради чего я готов пожертвовать всем”. Раскачиваясь, как буддийский лама, в ритм музыке, Цой поет: “Я ждал это время – и вот это время пришло. Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому нечего ждать, садятся в седло. Их не догнать, уже не догнать”.
В Фильме “Игла” Рашида Нугманова (автора превосходной короткометражки “Ия-хха” о звездах ленинградского “андеграунда.”) Виктор Цой играет Моро, бывшего “наркома”, который пытается спасти свою подругу Дину, “севшую на иглу”. Немногословный, двигающийся мягко и легко, как ниндзя, Моро вступает в единоборство с “пушерами” – поставщиками наркотиков. Нож острый, как игла, пронзает в финале картины Моро, но, медленно оседая в снег, он прикуривает свою последнюю сигарету…
В финале другой картины, “Асса” Сергея Соловьева (кстати, учителя Нугманова во ВГИКе), мы видим море огней – светят в ночи зажигалки, негасимые свечи надежды. Цой поет: “Перемен требуют наши сердца…”
Главную роль Бананана исполнил в “Ассе” легендарный “Африка”, известный в миру под именем Сергея Бугаева – обаятельный блондин, художник-авангардист, шоумен из ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ.
Что такое ПОП-МЕХАНИКА, до конца не знает никто, включая ее создателя Сергея Курехина, дерзкого капитана этого сумасшедшего корабля. Слухи ходят разные. Одни считают, что это оркестр разномастных, но неизменно профессиональных каждый в своем жанре исполнителей, и по-своему правы. Другие полагают, что это спонтанный театр, и тоже не ошибаются. В интервью “Голосу Америки” Сергей Курехин назвал стиль, в котором работает ПОП-МЕХАНИКА, “музыкальным идиотизмом”, подав нашим заокеанским коллегам пример искренности и самокритичности в искусстве.
На мой взгляд, ПОП-МЕХАНИКА – это хепенинг и театр абсурда, это братство людей, которые мыслят в унисон, это союз художников, каждый из которых, оставаясь индивидуальностью, приносит свое искусство на алтарь музыкального плюрализма.
Фрагменты удивительных действ Сергея Курехина, решенных в жанре “стёба”, запечатлены в документальных “Диалогах” Николая Обуховича и “Трагедии в стиле рок” Саввы Кулиша. Здесь и демонстрация “металлоломно-сантехнических” моделей, и участие четвероногих друзей: столь любимых Курехиным, и немыслимые, немотивированные вторжения в рок классического бельканто, соцарта, порций джаза, маскульта, архивно-ретроспективного песенного материала.
Курехин попробовал себя и в кинодраматургии, приняв участие в создании фильма “Музыкальные игры”, и, по слухам, сам собирается снимать кино – даже привез из Штатов цифровую 8-миллиметровую видеокамеру “Сони”. Однако Капитан предпочитает работать в студийных тонателье, колдуя со своими синтезаторами, компьютерами, сэмпперами, записывая музыку для фильмов нового хозрасчетного объединения ” Ладога”, созданного на “Ленфильме”.
Одной из новинок “Ладоги” станет развлекательное шоу “Музыкальные игры” Виталия Аксенова, автора популярной ленты “Как стать звездой”.
Это головокружительный коллаж с участием звезд эстрады и рок-музыки. Среди них – легендарный оперный бас Борис Штоколов, волшебная дива Эдита Пьеха, соул-певица Ольга Домушу, “хэви-металлическая” группа АВГУСТ, поп-звезда Игорь Корнелюк, песни которого облюбовали все хит-парады.
В сатирической бюрократиаде Сергея Овчарова “Оно” (ударение на второе “о”, поклонники Йоко!) музыка Курехнна стала одной из важных сторон произведения, соперничая по обилию иронии и сарказма с виртуозной игрой Ролана Быкова. В новой картине “Посвященный” продолжается сотрудничество композитора с режиссером Олегом Тепцовым, начатое в мистическом триллере “Господин оформитель”.
Кинематографическим манифестом группы МИТЬКИ стала первая работа молодого режиссера Александра Бурцева “Город”, поставленная по сценарию “митьков” Александра Шинкарева и Владимира Тихомирова.
Фильм рассказывает о судьбе молодого художника, приехавшего в Ленинград поступать в Академию художеств. Открытия и первые разочарования сопутствуют Володе. Его сюрреалистическая картина сурово раскритикована художниками – “митьками”, приятелями его подруги Алевтины. Город наводнен “лимитчиками” и честолюбивыми провинциалами, которые надеются его покорить.
“Сестра, здравствуй, сестра! Дык елы-палы…”- поет в “Городе” Борис Гребенщиков, употребляя любимое мистическое заклинание “митьков”. Есть в фильме Александра Бурцева и “смурная” песня другого аквариумиста, Андрея Романова. Превосходная песня Виктора Цоя, посвященная памяти безвременно ушедшего барда Александра Башпачева.
Песни Б. Г. звучат и в соловьевской “Ассе”, и среди них подлинная жемчужина – “Мочалкин блюз”, томная исповедь городского донжуана.
Оператор Дмитрий Масс дает в “Роке” ряд замечательных психологических портретов Б. Г. – изысканного, аристократического.
В студенческом фильме “Йа-хха” Рашид Нугманов интригующе портретирует Майка Науменко, руководителя ЗООПАРКА.
Петербургские брандмауэры, дворы, похожие на руины Хиросимы, мусорные баки, по которым только и можно догадаться. что дворы обитаемы. Майк, зловещий человек в очках – кулаком вышибающий двери, поднимающийся по лестницам заброшенного дома, произносящий перед зеркалом заветное слово из трех букв и кулаком же разбивающий свое отражение…
Атмосферным воздухом своей первой картины, “Взломщик”, Валерий Огородников сделал стихию “тусовок”, “обломов” , “улетов”. Режиссеру удалось рассказать о молодежи, для которой обличье панка или “тяжметаллиста” – пароль для себе подобных. Все эти кожанки, цепи и шипованные браслеты в стиле “садо-мазо” – не что иное, как наивная и деланно-агрессивная альтернатива “синдрому приобретенного дефицита”, болезни, почти такой же неизлечимой, как и ее тезка СПИД.
Социальная мимикрия героев “Взломщика” ограничивается тем, что они примеряют наряды, давно вышедшие из моды и теперь, с течением лет, превратившиеся из китча в самый “попс”. Не случайно они “торчат” не на последних хитах из “топ-твенти”, а на приметах “неглубокого ретро” – в фильме фоном звучат популярные некогда твисты вроде “Черного кота”.
В фильме “Взломщик” снимался Константин Кинчев, суперзвезда “невской волны”, лидер группы АЛИСА, гроза ленинградских милиционеров. Кинчев тяготеет к “демоническому” року (яркий макияж, шокирующие тексты, ореол скандальных слухов), чем необычайно радует борцов с “сатанинской” музыкой, видящих в АЛИСЕ исчадие ада.
Таким исчадием многие считают и Олега Гаркушу, сюрреалистический балет которого и зловещий грим “а-ля Носферату” повергает в столбняк бабушек перед телевизором.
Долговязый, в черном костюме, лацканы которого увешаны значками и “цацками”, живо напоминающими “иконостасы” застойных лет, лидер АУКЦИОНА Гаркуша вдохновенно исполняет свои диковинные танцы, похожий на гуттаперчевого мальчика, надышавшегося ядовитого клея. Один из главных аттракционов ПОП-МЕХАНИКИ, Гаркуша снимался в “Роке” и “Взломщике”. Но, как и Цой, сыграл сугубо драматическую (без танцев) роль в комедии Евгения Татарского “Презумпция невиновности”.
Антон Адасинский – в прошлом участник АВИА и лицедей из клоун-мимтеатра Вячеслава Полунина, а ныне руководитель студии “Дерево” – снимался на “Ленфильме” в развлекательном шоу “Как стать звездой”, а также в роли военного журналиста в фильме Александра Рогожкина “Ради нескольких строчек…”.
Адасинский и его люди красноречивы своей пластикой, смутными ритуалами, в которых сплетаются элементы язычества, буддизма и лагерного социализма. Экранный Адасинский напоминает персонаж из антиутопий Оруэлла или Замятина, бритоголовое существо с графических листов Павла Филонова.
Юрия Шевчука и группу ДДТ снимали Алексей Учитель в своей антологии ленинградского рока. Петр Солдатенков в публицистической “Игре с неизвестным”, Виктор Волков в “Публикации”.
Песни Шевчука близки по духу бардам – “шестидесятникам” и прежде всего Высоцкому, отличаясь, понятно, музыкальным языком и абсолютным непочтением к эвфемизмам. Его песни, похожие на вопли раненого вепря, ярче других выражают драматизм окружающей жизни, апокалипсическое предчувствие гражданской войны. “Славянский соул” Шевчука, поддерживаемый властным, жгучим саундом ДДТ, подобен иерихонской трубе: “Я – церковь без крестов, лечу, раскинув руки, вдоль сонных берегов окаменевшей муки”. Или его жесткая, отчаянная “Революция”: “Два пальца вверх – это победа, и это два пальца в глаза! Мы бьемся насмерть во вторник за среду, но не понимаем уже четверга! В этом мире того, что хотелось бы нам, – нет! Мы верим, что в силах его изменить, – да!”
Рок по-прежнему остается специфическим языком молодежи, однако от усложненных, электронных его форм он возвратился к корням – доброму старому рок-н-роллу, жесткому “хэви” (и спид-метал), року, музыке “реггей”.
“Невская волна” отечественного рока, размывая застойную дамбу, все еще возводимую радетелями национальной “чистоты”, хлынула за пределы страны. Сергей Курехин дает свои представления в Америке, Скандинавии и Японии. Б. Г. записывается в Штатах, дает благотворительные концерты, сотрудничает с ЮРИТМИКС, Юрий Каспарян из группы КИНО женился на американской певице Джоан Стингрей (энтузиастка, стараниями которой увидела свет знаменитая пластинка “Красная волна”), и, кажется, этот союз будет удачно сочетать дела сердечные с делами творческими и продюсерскими.
Ленинградская фирма “Русское видео” во главе с ее энергичным боссом Дмитрием Рождественским снимает концертные программы и клипы с участием суперзвезд ленинградского рока.
Рок-н-ролл жив, а мы еще нет…
Фото А. Андрющенко, Л. Гусева, П. Васильева, Г. Коревых. А. Усачева