
“В нашем поле зрения появляется новый объект…” Борис Борисович Гребенщиков, русский советский поэт.
В переполненном фойе киноконцертного зала “Космос” (извиваются три очереди за рекламными плакатами и еще одна – за пластинками с песнями из кинофильма) огорожен участок “иного пространства” – там стоят манекены без одежды, окрашенные в красный цвет, и три колонны. Одна запоминается особенно – она вся оклеена старыми газетами: “Правительственное сообщение о болезни И. В. Сталина”… “В. М. Молотов на трибуне”… и сквозь этот текст рвутся на свет острия длинных металлических гвоздей…
Итак, арт-рок-парад! Перед фильмом, который сам похож на красочное шоу, на огромный коллаж! Режиссер С. Соловьев выполняет свои обещания, и роль Виктора Цоя в фильме действительно играет Виктор Цой, а русский советский поэт Борис Борисович Гребенщиков, родившийся в 1953 году (как обозначено в одном из титров фильма), выступает еще и как создатель оригинальной музыки к кинокартине.
Зрители более-менее тепло приветствовали девушек-манекенщиц, несущих на себе бремя фантазии Т. Зелинской (художник по костюмам фильма “Асса”), совершенно откровенно скучали во время песен московской группы “Крематорий” (явно не “первого” и даже не “второго эшелона”), и даже симпатичная группа “Агата Кристи” (Свердловск) не смогла вернуть их интереса к зрелищу.
Сам фильм поразил масштабами Нового Мышления. В сценарии дебютанта Сергея Ливнева опытный мастер Сергей Соловьев еще раз увидел свою любимую тему столкновения духовности и бездушия. Честно говоря, предыдущие фильмы этого режиссера вызывали у меня впечатление “нарастания усталости” – все изысканнее становились кадр, цвет, свет, манера актерской игры, все более отдалялась от земли и становилась обожествляемо красивой Татьяна Друбич… И вот новая картина, и все вроде бы на месте, и внешность исполнительницы главной роли нисколько не изменилась со времени “Избранных”, но как по-новому осмысленно пространство и время!
Время проставлено четко: 1980 год. огромный портрет Л. И. Брежнева на ялтинской набережной. Талантливые люди уходят в подполье: выдуманный Андрей Крымов планирует “теневую экономику”, “левые” товары и получает с этого миллионные проценты, невыдуманные Борис Гребенщиков, Виктор Цой и другие делают “подпольную культуру” – ту, которая не желает признавать шедевром “Малую землю”, которой душно и тесно в рамках штампов и запретов. И вот они встречаются: обесчеловеченный своим “проклятым” призванием Крымов и открытый, общительный, весь из мира братства под названием “тусовка” мальчик Бананан (Сергея Бугаева играет Сергей Бугаев, правда, прозвище в жизни другое – Африка). Вместе им в одном мире не жить.
Другое пространство. В нем- яркие пятна цвета на картинках художников-авангардистов. В нем – свой язык, удивительно весело “переведенный” на литературный русский в титрах-примечаниях… Этот мир только недавно стал “достоянием гласности”. Хотя, надо сказать, до сих пор его существование вызывает ожесточенные споры: наше ли, не посягает ли на принципы, не порывает ил с Народными Корнями (хотя где они, принципы, и где они, корни?). Хотя до сих пор это существование на птичьих правах, где вы видели большие рок-концерты без усиленных нарядов милиции?
“Асса” – фильм о новой культуре как общности и социальном явлении. Не случаен замысел его создателей превратить просмотр фильма в целый “парад” – красочное зрелище, продолжающееся в фойе, на улице… Но, видно, только московская премьера смогла собрать “гвардию” этого парада. Нам, труженикам тыла, могут достаться “обозы”, если мы сейчас не предпримем мер, чтобы премьера “Ассы” в Челябинске прошла не в провинциальном масштабе. Силы для этого есть – их првоерил праздник 6 июня в ЦПКиО имени Гагарина.
А. Ваганов. (Наш обществ. корр.).
26 июня в кинотеатре “Урал”
Кинозрелище с элементами детектива, мелодрамы, романтического кича, мюзикла, криминала, клипа и других менее известных жанров.
И просто кинофильм.
В ролях:
Сергей БУГАЕВ по прозвищу АФРИКА.
Татьяна ДРУБИЧ и Станислав ГОВОРУХИН.
Оригинальная музыка Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА и ансамбля “АКВАРИУМ”.
В фильме участвовали рок-группы:
“КИНО”, “БРАВО”, “АКВАРИУМ”, “СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ”.
Демонстрация кинофильма “АССА” будет продолжаться в кинотеатре “Урал” с 27 июня по 10 июля.
На снимке: Татьяна Друбич в фильме “Асса”
